Современные технологии тушения лесных пожаров
Запущенный в сентябре 2022 г. российский реестр углеродных единиц в 2024 г. пополнился несколькими важными климатическими проектами. «Русал» взялся за авиационную охрану лесов от огня в Красноярском крае, «Сибур» зарегистрировал сразу три нефтехимических проекта и стал обладателем крупнейшего портфеля климатических проектов среди российских компаний – четырех из 14 в реестре. Минэкономразвития ожидает в ближайшем будущем расширение числа покупателей на углеродном рынке за счет предприятий малого и среднего бизнеса.
Берегите лес
Лесопожарный климатический проект «Русала» действует в Красноярском крае с 2019 г. и включает в себя подготовку летчиков и пожарных (обучение, найм, медицинское сопровождение), мониторинг лесных массивов силами малой авиации, а также предотвращение и тушение огня в резервных лесах (где не ведется хозяйственная деятельность). Кроме того, была приобретена спецтехника для перевозки людей к аэродрому и временным посадочным площадкам, комплекты средств пожаротушения, полевое снаряжение, индивидуальная защита.
Следует отметить, что район, где реализуется проект, в пожарном отношении относится к наиболее опасным в Красноярском крае: возгорания могут возникать на расстоянии нескольких сот километров от населенных пунктов и мест расположения лесопожарных подразделений, поэтому доставить пожарных можно только авиацией. Несколько часов они проводят в воздухе, а затем сразу приступают к тушению, вручную прокладывая десятки километров минерализованных полос, распиливая сухостой и валежник, проводя встречный отжиг, засыпая очаги возгорания грунтом.
Как рассказал министр природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края Алексей Панов, за счет средств компании «Русал» краевой лесопожарный центр проводит авиационную охрану 505 000 га резервных лесов от пожаров в удаленной труднодоступной местности Нижне-Енисейского лесничества. Благодаря этому проекту за четыре года на охраняемой территории обнаружили и потушили несколько лесных пожаров. Климатический проект позволил перевести леса Нижне-Енисейского лесничества в статус управляемых.
«Важно, что компании проявляют участие и помогают в работе по тушению пожаров в резервных лесах, где отсутствуют дороги и остальная инфраструктура. Благодаря реализации лесоклиматических проектов такие отдаленные территории остаются под нашей ежедневной охраной, и площадь, пройденная огнем в Красноярском крае, ежегодно сокращается», – отметил он.
Привлечение бизнеса для реализации климатических проектов в лесах, в том числе по охране лесов от пожаров и посадке деревьев играет большую роль, считает замглавы Рослесхоза Александр Панфилов.
«Это правильный курс развития направления климатических проектов, на наш взгляд, Он может измеряться сотнями миллионов тонн СО2 в год. Реализация подобных климатических проектов будет способствовать реализации планов компаний по созданию углеродно-нейтрального бизнеса, – прокомментировал спикер. – Государству это также полезно, поскольку позволяет привлечь дополнительное финансирование для сохранения и сбережения лесных богатств России».
«В зависимости от вида лесоклиматического проекта зависят результаты его реализации. Кроме создания или сохранения лесов, это и повышение их устойчивости, различных защитных функций, биоразнообразия, развитие экосистемных услуг. Проекты могут нести и социальную нагрузку. Например, обеспечивая занятость населения в удаленных и труднодоступных регионах страны», – рассказал и.о. директора Института лесоведения Российской академии наук Алексей Ерофеев.
Ожидается, что в 2024 г. лесных проектов станет больше. В настоящее время Рослесхозом подготовлен законопроект по реализации климатических проектов в лесах. Он позволит обеспечить максимальный доступ в лес потенциальным инвесторам и создаст механизм для контроля таких проектов.
Климатический нефтехим
В январе 2024 г. «Сибур» пополнил реестр тремя новыми проектами предприятий в Нижнекамске, Томске и Дзержинске, став обладателем крупнейшего в России портфеля проектов по сокращению выбросов СО2. Совокупный ожидаемый эффект сокращения выбросов парниковых газов в ходе реализации проектов до 2032 г. составляет более 6 млн т CO2-эквивалента.
Проект «Нижнекамскнефтехима» предусматривает использование побочных продуктов производственного цикла предприятия на собственной парогазовой установке для выработки электроэнергии. Благодаря этому сокращается потребление природного газа и существенно снижаются выбросы парниковых газов. Другой проект – на «Сибур-Нефтехиме» в Дзержинске – предусматривает сокращение выбросов парниковых газов путем повышения энергоэффективности при производстве окиси этилена и гликолей, на производственном участке были установлены газовые охладители. В третьем проекте – «Томскнефтехима» – перегретый пар, образующийся на производстве мономеров, перед дальнейшим использованием в производственной цепочке направляется на турбогенератор. Это позволяет обеспечить производство полиэтилена собственной энергией, заместив сетевую электроэнергию, получаемую путем сжигания ископаемого топлива.
Свой третий климатический проект – реконструкцию дожимной насосной станции в Нижнекамском районе Татарстана – зарегистрировала в январе компания «Татнефть».
Итоги первого года
За год на российском рынке выпущено почти 90 000 углеродных единиц, в то время как планируемый объем рынка ожидается на уровне около 64 млн, сообщила Оксана Гогунская, генеральный директор АО «Контур», оператора реестра углеродных единиц РФ.
«С момента запуска рынка углеродных единиц в 2022 г. динамика впечатляющая, поскольку это все реализуемые климатические проекты в турбулентных для бизнеса условиях. Ожидаем, что в 2024 г. темпы не сбавятся. Большое количество регистраций климатических проектов и ряд выпусков углеродных единиц показывают, что компании научились работать с валидаторами и верификаторами», – отметила она.
По мнению Гогунской, значительный интерес к углеродному рынку со стороны покупателей был проявлен к концу 2023 г. при финализировании отчетности по выбросам парниковых газов. Углеродные единицы были приобретены в целях зачета для снижения своего углеродного следа и признания его аудитом. «Таким образом, отработана процедура по достижению главной цели обращения углеродных единиц – снижению углеродного следа. Кроме того, поскольку сделки проводились на Национальной товарной бирже (НТБ), и цена была публичная, также была зафиксирована рыночная цена российской углеродной единицы в размере 700 руб.», – рассказала Гогунская.
Первыми в реестре зарегистрировались компании, которые ранее реализовывали проекты по Киотскому протоколу, поэтому имеют компетенцию, следуют климатической стратегии, даже если она не утверждена отдельным документом, отметила эксперт. Это компании «Русал», «Сибур», «Газпром МКС». Есть и другая группа компаний – напрямую или опосредованно участвующие в Сахалинском эксперименте по достижению углеродной нейтральности. Им углеродные единицы нужны для выполнения квот на выбросы парниковых газов. К таким компаниями относится, например, «Русгидро».
В основном реализуются технологические проекты – они имеют разработанные методологии, оборудование для подсчета сокращений, принятое законодательство. С природными проектами все сложнее по причине неурегулированностей в Лесном кодексе и необходимости разработки методологий для российских лесоклиматических проектов, считает Гогунская: «В настоящее время в реестре зарегистрированы только два природных проекта и в этом большая заслуга и компаний, и территориальных органов власти. Конечно, нужны поправки в Лесной кодекс для возможности реализации лесоклиматических проектов. При этом основные правовые проблемы – это отсутствие юридического статуса углеродных единиц и единиц выполнения квоты».
Работа над развитием рынка углеродных единиц в России продолжается. В ближайшем будущем число участников расширится за счет предприятий малого и среднего бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей – им будет предложен упрощенный механизм зачета единиц для снижения собственного углеродного следа. То есть количество покупателей единиц может значительно вырасти, считает первый заместитель министра экономического развития Илья Торосов.
«Кроме того, в прошлом году российский реестр углеродных единиц стал доступен для иностранных компаний, не имеющих зарегистрированных представительств на территории России. Иностранные инвесторы могут покупать и продавать уже выпущенные российские углеродные единицы, появившиеся от реализации российскими компаниями климатических проектов. Благодаря этому российский рынок углеродных единиц получит дополнительный спрос, а российские инвесторы – стимулы к реализации новых проектов», – заключил Торосов.
Евгений Разумный / Ведомости
Источник: ВЕДОМОСТИ